суббота, 4 февраля 2012 г.

Логопедическая помощь при заикании

Заикание является распространённым речевым нарушением. Оно чаще всего возникает у детей в период наиболее активного формирования речи, в возрасте 3 - 5 лет. Это речевой дефект, при котором плавность речи нарушается судорагами мышц речевого аппарата. Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы. Дефект речи при данном нарушении имеет стойкий характер и без вмешательства логопеда и родительской помощи самостоятельно не проходит.
Многие логопеды, работающие с заикающимися детьми, предлагают проводить коррекционную работу, основанную на постоянном сочетании речи и движений.  Кроме того, в последние годы очень часто наблюдается сочетание заикания и общего недоразвития речи. Именно поэтому, целесообразно проводить логопедические занятия, в основе которых лежит определённая лексическая тема. Речевой материал тесно связан с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения - своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику.

В результате многочисленных игровых упражнений ребёнок перестаёт заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи, постепенно снижается фиксированность на дефекте, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи. Рекомендую заниматься с детьми ежедневно в утреннее время в течение 20 - 30 минут. Занятия должны проходить в спокойной, доброжелательной атмосфере.
ФРУКТЫ

  1. Пальчиковая гимнастика «Мы фрукты  берём»

В руки фрукты мы берём,
В два  ряда на стол кладём:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.
Назовём мы это фрукты –

Кисло – сладкие продукты.
Соединить ладони в кулак.
Показать обе ладони.
Загибать поочерёдно пальцы сначала  на одной руке, потом – на  другой.
Переплести  пальцы обеих рук  в кулак.
Ритмичные движения кулаком сверху – вниз.


  1. «Отстучи карандашом»
Ребёнок вслед за взрослым произносит считалку и ударяет карандашом  по столу  на каждый слог:
Бом – бом – бом, бом – бом – бом,
От-сту-чим ка-ран-да-шом:
Сли-ва, пер-сик, а-пель-син,
Гру-ша, ки-ви, ман-да-рин,
Яб-ло-ко, а-на-нас –
Все кру-гом ус-лы-шат нас!

  1. «Считалка». Ребёнок вслед за взрослым произносит считалку и ударяет мячом об пол после каждого слова:
Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) –
Будем фрукты мы  считать (4 удара):
Груша, персик, мандарин  (3 удара),
Абрикос и апельсин (3 удара).
Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) –
Фруктов было ровно пять (4 удара)!

  1. «Сосчитай фрукты». Ребёнок считает фрукты, загибая пальчики:
Одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д., до десяти.
Одна груша, две груши, три груши и т.д., до десяти.
Один апельсин, два апельсина, три апельсина и т.д., до десяти.

  1. Нарисуй и раскрась пять фруктов


ОВОЩИ

  1. «Овощи». Произнести название овоща и «нарисовать» его контур пальцем на столе:
Помидор – круглый, огурец – овальный, морковь – треугольная.

  1. Пальчиковая гимнастика «Разложи овощи»

В руки овощи берём,
В два ряда на стол кладём:
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

Соединить ладони в кулак.
Показать обе ладони.
Загибать поочерёдно пальцы сначала  на одной руке, потом – на  другой.


  1. «Считалка». Ребёнок вслед за взрослым произносит считалку и ударяет мячом об пол после каждого слова:
Раз, два, три, четыре, пять  (5 ударов)–
Будем овощи считать (3 удара):
Лук, редиска, кабачок (3 удара),
Помидор и чесночок (3 удара)!

  1. «Раз, два, три». Ребёнок повторяет вслед за взрослым четверостишие и хлопает в ладоши на каждый слог стихотворения.
Раз, два, три (3 хлопка); раз, два, три (3 хлопка) –
Овощи назови (2 хлопка):
Бак-ла-жан (3 хлопка), ка-ба-чок (3 хлопка),
О-гу-рец (3 хлопка), чес-но-чок (3 хлопка)!

  1. «Сажаем овощи». Ребёнок с помощью карандаша изображает, как он «сажает» огород.

Мы на корточки присядем,
И на грядке мы посадим:

Лук, укроп, морковь, горох –

Будет урожай неплох!

Сесть на корточки, руки – на колени.
Ритмично водить карандашом по полу.
На каждое слово тыкать карандашом в пол.
Встать. Руки -  на  поясе, делать повороты туловищем  в стороны.


6.  «Что растёт на огороде?»  Нарисуй  и раскрась 5 овощей.   

            
                                                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006 – 128 с.

2.                Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И.  Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – Спб.: КАРО, 2003. – 96 с.

3.                Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 208 с.

4.                Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. – СПб.: Речь, 2005. – 275 с.

5.                Смирнова Л.Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 64 с.




Комментариев нет:

Отправить комментарий